Подборка простых и безопасных химических опытов, которые можно провести дома (с участием взрослых), с пояснениями и привязкой к школьной программе. Такие опыты подойдут для 6–9 классов как элемент «занимательной химии» и отличное дополнение к урокам.
Безопасно • Просто • Познавательно
1. Вулкан из соды и уксуса
Класс: 7
Тема: Кислоты и щёлочи, химические реакции
Что нужно:
- Пищевая сода (NaHCO₃)
- Столовый уксус (уксусная кислота)
- Глубокая миска или пластиковая бутылка
- Краска (по желанию)
Что делать:
Смешайте соду с несколькими каплями красителя. Влейте уксус — начинается бурная реакция с выделением газа (углекислого).
Реакция: NaHCO₃ + CH₃COOH → CO₂↑ + H₂O + CH₃COONa
Что объяснить:
Реакция между щёлочью и кислотой — с выделением газа. Пример газообразования в реакции.
2. Радужный индикатор из капусты
Класс: 8
Тема: Индикаторы, кислоты и основания
Что нужно:
- Краснокочанная капуста
- Вода
- Уксус, сода, мыло, лимонный сок, газировка
Что делать:
Сделать отвар из капусты (он фиолетовый). Вливать в разные растворы — цвет меняется от розового (кислая среда) до зелёного (щёлочная).
Что объяснить:
Капуста содержит природный индикатор — антоциан. Он показывает уровень pH.
3. Химическая змея (зола-фонтан)
Класс: 9
Тема: Горение, реакция окисления
Что нужно:
- Песок (для подложки)
- Сахар (1 ст. л.)
- Пищевая сода (1 ч. л.)
- Спирт (или одеколон)
Что делать:
На слой песка насыпать сахар + соду, капнуть спирт и поджечь. Появляется «змея» — чёрный шнур из углерода.
Что объяснить:
Сахар разлагается при нагревании, сода выделяет CO₂ — масса вспучивается. Это реакция окисления.
Важно: Делать только под присмотром взрослых, на негорючей поверхности!
4. Невидимые чернила из лимона
Класс: 7
Тема: Органические вещества, реакции при нагревании
Что нужно:
- Лимонный сок
- Ватная палочка
- Белая бумага
- Утюг или лампа
Что делать:
Написать соком, просушить. При нагревании над лампой — буквы становятся коричневыми.
Что объяснить:
Органические вещества (сахара, кислоты) при нагревании обугливаются — это не химическая, а физико-химическая реакция.
5. Плавающее яйцо
Класс: 6
Тема: Плотность растворов
Что нужно:
- Яйцо
- Вода
- Соль
- Стакан
Что делать:
Опустить яйцо в воду — тонет. Постепенно добавлять соль — яйцо всплывает.
Что объяснить:
Солёная вода плотнее, чем пресная. Яйцо легче раствора — и поднимается.
6. Самодельный углекислый газ
Класс: 7–8
Тема: Газообразование, диоксид углерода
Что нужно:
- Уксус
- Сода
- Банка
- Шарик
Что делать:
Смешать соду и уксус в банке, натянуть шарик — он надувается газом.
Что объяснить:
Реакция выделяет CO₂ — его можно «поймать» в шар.
Советы по организации:
- Используйте простой язык и наглядные объяснения.
- Обсуждайте: Что происходит? Почему так? А если добавить больше?
- Можно вести мини-дневник экспериментов: дата, материалы, наблюдение, вывод.
